Mandarin1.ru

Мандарин №1
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каркасная церковь

История [ править | править код ]

В IX веке в Западную Норвегию с Британских островов и в Восточную из Германии проникает христианство. Наиболее вероятно, что новую форму деревянной архитектуры, пришедшую вместе с новой религией, решают поддержать именно правители и знать, вдохновлённые этим учением [1] . Христианские миссионеры приносят с собой опыт и умения европейских зодчих. Если раньше скандинавские плотники строили только драккары, то с этих пор они начали строить мачтовые церкви [2] .

Однако окончательно не установлено, в соответствии с каким заимствованным образцом велось строительство ставкирок [3] .Учитывая то, что в Дании первые каркасные церкви появились гораздо раньше, норвежцы могли перенять опыт у своих скандинавских соседей задолго до прихода католических миссионеров [4] .

C XI по XVI века в Норвегии было построено около 1700 мачтовых церквей, включая предшествующие им более древние здания, на месте которых они были возведены [5] . Эпидемия чумы, охватившая Скандинавию в 1349 году, остановила этот строительный бум. К XV веку население Норвегии сократилось вполовину, и уже не требовалось строить всё большее количество церквей. Наука была недостаточно развита, чтобы реставрировать ветхие ставкирки, к тому же, они безжалостно уничтожались населением. Большинство было снесено в XVII веке, и в 1800 году насчитывалось лишь 95 церквей, через полстолетия их осталось 63, а до нашего времени дошло 28 [5] .

Местоположение ставкирки

Многие из уцелевших каркасных церквей построены в труднодоступных, обычно возвышенных, заметных издалека местах, чтобы усилить зрительное впечатление от них.

stavrika v borgune norvegia

stavrika v borgune norvegia

Снаружи церковь богато украшена. Выполненный в романском стиле западный портал декорирован растительным орнаментом и изображениями битвы драконов.

stavrika v borgune norvegia

Сложная конструкция центральной крыши

Строительные методы

В самых ранних ставкирках, построенных в XI в., деревянные стеновые колонны были врыты прямо в землю. Срок жизни таких церквей не превышал 100 лет, поскольку во влажном грунте основания столбов быстро сгнивали. По мере развития строительных технологий обычной стала установка каркаса на обвязочные брусья, покоящиеся на каменном фундаменте.

Благодаря этому все деревянное сооружение оказывалось приподнятым над уровнем земли и не подвергалось воздействию влаги. Этот метод оказался весьма эффективным, и церкви, построенные в XII в., стоят до сих пор.

Конструкция Старкивки

Боргуннская ставкирка — одна из самых крупных и богато украшенных норвежских каркасных церквей, которых сохранилось около 30. Обычно ставкирки — это простые, относительно небольшие сооружения с нефом и узкой алтарной частью. Боргуннский алтарь снабжен также полукруглой апсидой.

Опорные столбы обозначают границу между алтарем и апсидой. Внутри церкви царит полумрак, поскольку свет проникает только сквозь маленькие круглые окна под трехъярусной крышей, которую венчает башенка. Часто ставкирки опоясывают наружные галереи.

ДЕКОР

Введение христианства в Норвегии около 1000 г. привело к смешению языческих и христианских культур и верований. Большая часть ставкирок была возведена на месте старых храмов, разрушенных в начальную пору распространения христианства. Это смешение отразилось в богатом резном декоре ставкирок, в котором дохристианские символы соседствуют с христианскими.

Наряду со средневековыми христианскими святыми представлены завуалированные изображения языческих богов. Особенно изыскан декор порталов (Западная дверь), который демонстрирует высокое мастерство плотников и резчиков, украсивших их сверху донизу затейливой резьбой. Обычно использовалась наиболее доступная в этих местах сосновая древесина.

Прежде чем обрабатывать стволы, их освобождали от веток и коры и оставляли сохнуть на открытом воздухе. Благодаря этому древесина становилась более прочной и погодоустойчивой.

Кафедра меланхолии

Ставкирки на карте Норвегии

Ставкирхи — это старые деревянные норвежские церкви. Эти небольшие здания стали для меня настоящим открытием во время нашей поездки в Норвегию в 2009 году.

ставкирка в местечке боргунн

ставкирка в местечке Боргунн

Ставкирха в Хеддале.

Раньше я не считала деревянные строения архитектурой, достойной внимания. Но так случилось, что наш маршрут проходил через местечко Хеддал. А здесь как раз находилась самая большая из сохранившихся ставкирх.

Ставкирха в местечке Хеддал

Ставкирха в местечке Хеддал

В Норвегии не много памятников архитектуры. В этой стране предпочитают деревянное зодчество а оно, как известно, не долговечно. Но именно здесь сохранились средневековые деревянные скандинавские церкви.

C XI по XVI века в Норвегии было построено почти две тысячи таких церквей. Однако в результате чумы население Норвегии сократилось и строительство прекратилось. А с принятием протестанства церкви стали разбирать. Большинство было снесено в XVII веке, до нашего времени дошло только двадцать восемь.

Те ставкирки, что дожили до наших времен, поражают своей сохранностью и производят неизгладимое впечатление. Чтобы церкви сохранялись, их, как и корабли регулярно смолили.

ставкирки

Ставкирка в местечке Хеддал действует до сих пор. Дерево живой материал, стены как будто впитали все эмоции и чувства людей, которые ходили в эту церковь. С какими бы мыслями и желаниями не приходили сюда мирные норвежские крестьяне, вряд ли они чем- то принципиально отличались от наших.

Читать еще:  Далат во Вьетнаме: что посмотреть, экскурсии, цены, и советы

ставкирка

Ставкирка опирается на четыре горизонтальных деревянных бруса, лежащих на каменном основании. В углах они соединены внахлёст, образуя прямоугольник. Вокруг прямоугольника устанавливают вертикальные столбы, соединяя их друг с другом брусьями, часто дополняя их крестовинами.

ставкирха

Дополнительные столбы устанавливали в местах пересечения лежней, и пространство между ними обшивают. Крыша лежит на стенах. У некоторых храмов характерной чертой является высокая мачта. Она находится посередине для поддержки остроконечной крыши и подкоса стен (отсюда название «мачтовые церкви»).

ставкирха

Деревянные врата обычно украшены орнаментом в виде замысловатой резьбы. Причём характерно, что основным мотивом орнамента является ленточное плетение — излюбленный мотив в скандинавском искусстве ещё дохристианских времён. Почти все деревянные церкви украшены драконами.

Ставкирха в Боргунне

ставкирха

Ставкирка в Боргунне — одна их самых старых. Построена предположительно в 1150-80 гг. в честь апостола Андрея Первозванного. Символика Андрея отразилась в интерьере церкви: секции заграждений на хорах (верхних галереях) созданы в форме косых Андреевских крестов. Отличительной особенностью церкви являются скульптурные изображения драконов на коньках крыши.

ставкирха

При внимательном осмотре на дверях западного портала возле железных ручек с многочисленными змеиными головами можно разглядеть рунические знаки — обереги, очевидно, вырезанные для защиты дверей от врагов.

ставкирки в норвегии

Деревья, выбранные для постройки, выдерживались на корню для того, чтобы смола могла выйти на поверхность, и лишь затем срубались и обрабатывались. Полукружия арок, поддерживающих хоры, сделаны из прикорневых частей древесных стволов («коленьев»), «рассчитанных» самой природой так, чтобы выдерживать огромные вертикальные нагрузки. Металлические детали при строительстве ставкирки не использовались. Количество деталей, из которых состоит церковь, превышает 2 тысячи.

ставкирхи

Норвежцев сложно назвать религиозными людьми. Считается, что католичество скандинавам было навязано, впрочем, как и протестантство. Священники в средневековой Норвегии жили как обычные члены общины и часто имели семью, несмотря на запрет католической церкви. Поэтому к ставкиркам в самой Норвегии неоднозначное отношение.

Церковь в фольклорном музее (Осло)

Церковь в фольклорном музее (Осло)

Замечательные образцы деревянной архитектуры находятся также в центре Бергена

ставкирка

Фото: By Henrik Dvergsdal (Own work) [CC BY-SA 3.0 (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons

ставкирка

Фото: By Falk Lademann (originally posted to Flickr as Stabkirche Eidsborg) [CC BY 2.0 (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0)], via Wikimedia Commons

Наследники драккаров

Церковь из Гуля. Норвежский народный музей, Осло

В статье рассказывается об истории деревянных каркасных церквей в Норвегии (ставкирках), которые активно возводились с XI по XVI век. Рассматриваются вопросы технологии строительства, а также сохранения и реставрации.

Не вызывает сомнений, что камень долговечнее дерева. Поэтому большинство старинных построек, дошедших до нас, были возведены из камня. Это касается и храмов. Однако почти все каменные церкви были построены на месте деревянных, снесенных из-за ветхости. Сохранившиеся экземпляры считаются огромной ценностью. В Норвегии такие церкви называют ставкирками. Их возраст может достигать 800 лет! Храмы тщательно реставрируют и строго следят за состоянием их «здоровья».

Высокий статус

Когда видишь деревянные сооружения, обильно украшенные фигурами драконов и резными масками, невольно задаешься вопросом: «А христианские ли это церкви?». Да, это христианские храмы, но появились они в XI–XII веках, когда христианство только-только начало проникать в Западную Норвегию с Британских островов. До этого момента жители этих мест были язычниками и в облике новых церквей отразили элементы уходящей религии. Ставкирки представляют собой некий синтез язычества и христианства.

Норвегия — страна гор, густо поросших лесами, поэтому здесь всегда было вдоволь камня и дерева, которые традиционно служили основными строительными материалами. Почему же для строительства церквей в Средние века в основном использовали дерево? Казалось бы, ответ лежит на поверхности — из дерева строить проще и быстрее. Но почему тогда в континентальной Европе чаще использовали камень? Разгадка в том, что Норвегия с трех сторон омывается морем.

Викинги всегда были отменными мореплавателями. На своих довольно утлых судах, называемых драккарами, они задолго до Колумба добрались до Америки. Чтобы переплыть Атлантику, требовались крепкие суда. И норвежские мастера строили на совесть — драккары были способны выдержать сильнейший шторм. Когда появилась нужда возводить церкви, на работу пригласили судостроителей.

Поскольку с камнем они никогда не работали, их выбор пал на дерево. И технологии строительства также были позаимствованы из судостроения. В результате церкви получались очень прочные, способные простоять века. При этом основным рабочим инструментом мастеров был обычный плотницкий топор.

Считается, что первые ставкирки появились около 1100 года. Возможно, были и более ранние, но обнаружить сведения об их существовании ученым не удалось. За пятьсот лет в Скандинавии возвели около 1700 деревянных церквей. Жители каждого поселения желали иметь собственный храм. Строительный бум мог продолжаться и далее, если бы не эпидемия чумы, которая уменьшила население Норвегии почти вдвое. Новые церкви строить прекратили, а старые принялись разбирать на стройматериалы и дрова. Ситуация быстро вышла из-под контроля: к 1800 году осталось 95 ставкирок, к середине XIX века — 63, а до наших дней сохранилось всего 28 храмов!

Читать еще:  Монолит Сайвите: каменная модель древней системы водоснабжения

Секреты мастерства

Слово «stav» означает «стойка-опора». Если добавить к нему слово «kirke» («церковь»), получится «ставкирка» — церковь на опорах, или каркасная церковь. Таким образом, название описывает технологию возведения сооружения. Принцип строительства всех деревянных норвежских церквей был один, различаясь лишь в деталях. Классификация определяет четыре вида построек — простые церкви, базиликального типа с галереей, с центральной опорой для крыши в центре зала и церкви области Мёре, отличающиеся продолговатой формой. Все они строились следующим образом.

На землю клали четыре деревянных бруса, которые соединяли внахлест. Получался прямоугольник с восемью торчащими концами. По периметру ставили вертикальные столбы высотой около 8 метров, которые крепили друг к другу брусьями с крестовинами. Получившийся «скелет» обшивали деревом, а каркас крыши клали прямо на образовавшиеся стены. Иногда для поддержки крыши в центре зала ставили высокую мачту. Такие церкви называли мачтовыми. Фактически ставкирка представляла собой деревянный вариант древнего конструктора «лего», из которого можно было собирать разные варианты церквей. Число элементов такого конструктора могло достигать 2 тысяч! Постройки получались довольно высокими.

Первое время стойки ставили прямо на землю. Они быстро гнили, что приводило к разрушению церкви. Строители смекнули, что для храма следует предусмотреть каменное основание. Нововведение сразу увеличило срок службы сооружения. Он еще увеличился, когда решили использовать методы борьбы с гниением дерева, применявшиеся при строительстве драккаров. Внутреннюю поверхность стен ставкирок стали регулярно сма зывать смолой. Эту процедуру в обязательном порядке выполняли раз в три года сами жители поселения, где стоял храм. Результаты обработки не заставили себя ждать — церкви стали служить значи тельно дольше.

Устойчивость конструкции обеспечивала система внутренних креплений, которая также была позаимствована у кораблей викингов. Для крепления использовались изогнутые скобы, которые делали из той части дерева, где крупные ветви растут из ствола или где ствол переходит в корни. Из них изготавливали крепежные элементы, которые помещали между стойками и распорками стропил крыши. Благодаря такой конструкции храм внутри напоминал трюм корабля, где стропила выполняли роль шпангоутов. Внутри церкви царил полумрак, поскольку конструкцияне предусматривает окон. Светпроходил лишь через круглые вентиляционные отверстияв верхней части стен.

Особенностью норвежских ставкирок является богатая деревянная резьба, которая украшает как интерьеры, так и экстерьеры. Это настоящие художественные произведения, которые можно рассматривать подолгу. Почти обязательным элементом являются драконы, тела которых могут быть перевиты с деревьями и ветвями. Сразу вспоминаются вездесущие китайские драконы, чудища американских индейцев и русский Змей Горыныч с тремя головами. Обилие древних изображений этого существа по всей планете наводит на мысль, что оно действительно когда то обитало на Земле. В Скандинавии мифологического дракона называли Ёрмунганд. Он защищал от зла и темных сил природы. Помимо драконов вырезали изображения змей, растительный орнамент и ленточное плетение.

Путь к вечности

Деревянные постройки очень непросто сохранить, поскольку они легко подвергаются разрушению огнем, влажностью, высокой температурой и человеком. В Норвегии не осталось бы ни одной древней ставкирки, если бы ни художник Юхан Кристиан Даль, живший в XIX веке. В это время в обществе ярко проявился интерес к национальному искусству и архитектуре. Даль считался основоположником норвежского национального пейзажа. Он и явился инициатором создания Общества охраны старинных памятников Норвегии, которое появилось в 1844 году.

Сначала энтузиасты отыскали все сохранившиеся старинные деревянные церкви. Их оказалось совсем немного, и все они требовали срочной реставрации. Первой была восстановлена ставкирха в Хеддале. Потом Общество приобрело и отреставрировало еще восемь церквей. В 1912 году к процессу подключилось государство. В рамках Министерства окружающей среды было создано Управление культурным наследием Норвегии, которое действует и поныне. Его программа предусматривает полное восстановление всех церквей уже в нынешнем году. В 1979 году церковь в Урнесе была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Восстанавливая ставкирки, реставраторы сталкиваются с многочисленными проблемами. Например, многие церкви неоднократно перестраивались. Закономерно возникает вопрос, какой следует восстанавливать облик — последний, который видим сейчас, или первоначальный, отраженный в чертежах или на рисунках? Некоторые элементы внутренних конструкций были утрачены — насколько правомерна замена их элементами, изготовленными из современных материалов?

Читать еще:  Пура Танах Лот: один из старейших храмов на Бали

Все сложности восстановительных работ можно наглядно проиллюстрировать на примере известной ставкирки из Гуля. Церковь была построена в конце XII века на кладбище небольшого городка. Она простояла без изменений почти 500 лет, а потом начались сплошные преобразования — перестроили шпиль, возвели потолок над нефом, переоборудовали алтарь с апсидой и т.д. Когда церковь стала мала, ее расширили. Максимум переде лок пришелся на 1840‑е годы.

Спустя тридцать лет население Гуля опять увеличилось, и тогда было принято решение снести старый храми на его месте построить новый. Против кардинального решения выступило Общество охраны норвежских исторических памятников, предложив перенести древнюю ставкирку на новое место. Начался сбор средств, но денег не хватало. Положение спас правящий король Оскар II. Он не только выделил место в первом в мире музее под открытым небом на полуострове Бюгдёй возле Осло, но и добавил недостающую сумму — очень приличную по тем временам.

После переезда началась кропотливая работа по реставрации храма под руководством архитектора Вальдемара Ханстена. Экстерьер не удалось восстановить в оригинальном виде — он остался в том виде, в каком сформировался в 1885 году. А вот интерьеры удалось максимально приблизить к оригиналу благодаря всевозможным ухищрениям.

Были устранены окна, галереи, скамьи и кафедра, которые появились в течение последних 700 лет. Используя освободившиеся старые материалы, мастера реконструировали алтарную часть с апсидой и неф. По описанию в старинных церковных книгах воссоздали двускатную башенку с колоколами и шпилем. По образцу церкви в Боргунне воссоздали галерею вокруг нефа. Мелкие детали восстанавливали по образу ставкирки Хопперстад в губернии Согн ог Фьюране. Шифер на кровле заменили деревянным просмоленным покрытием, как это было принято в Средние века. К счастью, многочисленные перестройки не тронули настенные росписи в алтарной части и апсиде, которые были созданы в 1652 году.

В результате кропотливой работы реставраторов ставкирка из Гуля стала одной из самых известных достопримечательностей Народного музея под открытым небом. Все остальные ставкирки разбросаны по стране, находятся далеко от проторенных туристских маршрутов и потому труднодоступны для осмотра. Ставкирка из Гуля открыта для посещения круглый год. Попадая внутрь необычного храма, невольно чувствуешь себя путешественником во времени. Это является несомненной заслугой реставраторов, которым удалось восстановить не только материальные элементы, но и дух древности.

2. Реставрация и защита

Несмотря на свою уникальность, ставкирки долгое время находились под угрозой полного уничтожения. Лишь в XIX веке, в связи с поднимающейся волной национализма в Европе, норвежское общество заинтересовалось историей национального искусства и архитектуры. Этому немало посодействовал художник Йохан Кристиан Даль. Он получил образование в Германии, где и увлёкся средневековым искусством. В 1844 благодаря его инициативе возникло Общество охраны старинных памятников Норвегии Foreningen til norske fortidsminnesmerkers forening, FNFB. Целями энтузиастов было нахождение, изучение и восстановление норвежских памятников культуры. За всё время своего существования организация приобрела 9 ставкирок, помимо других достопримечательностей. Первой была отреставрирована церковь в Геддале.

В 1912 году под руководством норвежского Министерства окружающей среды было создано Управление культурным наследием Норвегии Riksantikvaren. Оно работает до сих пор и отвечает за сохранение архитектурных и археологических памятников. 2001 год ознаменовался появлением нового проекта Riksantikvaren — программы по восстановлению всех ставкирок в стране уже к 2015 году. Согласно 4 параграфу 2 главы закона о культурном наследии от 09.06.1978 все здания в том числе и церкви, построенные до 1537 года, попадают под защиту государства. В 1979 церковь в Урнесе включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Норвежская ассоциация исследования культурного наследия Norsk institutt for kulturminneforskning — NIKU занимается экспертизой памятников культуры, в том числе и ставкирок, тем самым делая научную информацию о них доступнее для широких масс. В 2000 году Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест ICOMOS объявил, что ставкирки находятся под серьёзной угрозой и требуют немедленного восстановления.

Гейрангерфьорд

Достопримечательности Норвегии: Гейрангерфьорд

Гейрангерфьорд (фото: @b_o_son)

Поехать в Норвегию стоит лишь для того, чтобы увидеть восхитительные фьорды, которые являются основной достопримечательностью страны. Один из самых красивых норвежских фьордов – Гейрангерфьорд на юго-западе страны. Если вы соберетесь в Олесунн, не упустите возможности посетить его. Фьорд имеет протяженность более 15 км, его обрамляют пышная растительность и горы, возвышающиеся более чем на 1000 м. Потрясающие пейзажи дополнены красивыми водопадами, а окрестности усеяны не менее живописными фермерскими хозяйствами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector