Как правильно выбрать объектив для фотоаппарата
Как правильно выбрать объектив для фотоаппарата
Объектив — это одна из самых важных деталей фотоаппарата. Качество фотоснимков зависит не столько от фотокамеры, сколько от оптики объектива. Именно поэтому, профессиональные фотографы предпочитают снимать на среднюю камеру с дорогим качественным объективом. Однако, многие, купив зеркальный фотоаппарат или фотокамеру со сменной оптикой, так и продолжают снимать объективом, который шел в комплекте с камерой. В данной статье мы расскажем как выбрать объектив для фотоаппарата и опишем типы объективов для зеркальных фотоаппаратов.
Какие типы объективов существуют?
Прежде чем мы расскажем, какие критерии следует учитывать при выборе объектива, сначала рассмотрим какие типы объективов существуют. В целом объективы подразделяются на энтоцентрические (стандартные) и телецентрические, а также широкоугольные и объективы «рыбий глаз». Кроме того, существуют специальные объективы для съемки в ближнем инфракрасном диапазоне.
В данной статье речь пойдет преимущественно о стандартных объективах, поскольку именно они чаще всего применяются в системах машинного зрения. Обычные энтоцентрические объективы характеризуются фиксированным апертурным углом – как на стороне линзы, так и на стороне сенсора. Апертурный угол аналогичен зрачку человеческого глаза. Удаленные объекты кажутся меньшими по размеру, тогда как приближенные – более крупными. Человеческий глаз – самый распространенный энтоцентрический объектив.
Фокусное расстояние
Вторая важная характеристика объектива – его фокусное расстояние. Прежде всего, надо помнить, что фокусное расстояние может быть постоянным, а может быть переменным (зум-объектив). Как правило, при схожей цене, объективы с фиксированным фокусным расстоянием показывают гораздо более качественную картинку и обладают большей светосилой (об этом мы ещё поговорим). А кадрирование с такими объективами достигается либо, как говорят фотографы, «ногами» (то есть, вам нужно самостоятельно подходить ближе или отходить дальше), либо уже на стадии обработки фотографии.
Фокусное расстояние тесно завязано с углом обзора объектива. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше угол обзора и наоборот. Также чем больше фокусное расстояние, тем выше оптическое увеличение изображения – дальние объекты выглядят ближе, чем они есть на самом деле. Также ФР влияет и на геометрию кадра. Широкоугольные объективы делают близлежащие объекты более выпуклыми, поэтому их не стоит применять для съёмок портретов.
Съёмка на широкоугольный объектив
Не стоит, однако, путать ФР и дистанцию фокусировки. Последнее – это показатель, насколько близко к объекту может сфокусироваться объектив. Как правило, последнее важно для макро-объективов. Суть в том, что ближе дистанции фокусировки навести резкость у вас не получится даже вручную.
Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. Нередко также говорят об эквивалентном фокусном расстоянии (ЭФР). Если размер сенсора фотоаппарата (матрицы) отличается от принятого размера полного кадра, 36х24 мм, то вводится понятие кроп-фактора. Например, у камер Nikon DX кроп-фактор составляет 1,5. При этом, фокусное расстояние объектива 18 мм соответствует 18х1,5=27 мм ЭФР. То есть, объектив с ФР 18 мм на камере DX показывает примерно такую же картинку, как объектив с ФР 27 мм на камере FX (полнокадровой).
При нажатии на миниатюру откроется оригинальное изображение
Для съёмок портретов рекомендуется объектив с ЭФР не менее 75 мм. Как несложно подсчитать, для камер с кроп-фактором 1,5 (Nikon DX, камеры Sony c байонетом Sony E, большинство камер Canon) точное значение ФР объектива в этом случае составляет 50 мм. А для камер системы Micro 4/3 (Olympus, Panasonic) это значение – 37,5 мм.
Какой объектив для чего нужен и что выбрать
С объективами все несколько проще, чем с фотоаппаратами, тут гораздо меньше параметров и все намного проще. Есть фокусное расстояние, измеряемое в миллиметрах, светосила, и наличие/отсутствие стабилизатора. Расскажу обо всем поподробнее.
Все части моего FAQ для начинающих фотографов
Фокусное расстояние
На самом деле вам не особо нужно знать, что оно означает физически. Проще запомнить, что чем больше миллиметров, тем объект будет к вам ближе, или еще часто говорят, что угол будет уже. Это действительно так, зумируя объект, вы как бы обрезаете кадр по краям и в него не влазит то, что могло бы влезть в поле зрения широкоугольного объектива. Попользовавшись немного своим первым объективом вы будете сразу понимать, какое фокусное расстояние вам нужно использовать. Поэтому на первых порах не покупайте много объективов, достаточно одного, чтобы пристреляться, например, дешевый китовый Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II, идущий комплектом ко многим бюджетным камерам Canon.
Есть фиксированные объективы (их называют фиксы), а есть zoomы. У первых — фокусное расстояние не изменяется никак, у вторых — его можно менять вручную, поворачивая кольцо на объективе. Если вы только начинаете, то скорее всего фиксы вам не нужны, потому что их покупают для максимального качества и хорошей светосилы, и цена будет соответствующая. Тем более, когда вы будете фотографировать, гораздо удобнее иметь возможность быстро приблизить или отдалить объект, в противном случае нужно будет менять один объектив на другой, что гораздо дольше, да и если это происходит часто, то реально надоедает.
Кроп-фактор
Далее я просто обязан рассказать, что есть еще такая вещь, как кроп-фактор, который в некоем роде говорит нам о размере матрицы нашего фотоаппарата по сравнению с другими. За единицу принята матрица полнокадрового фотоаппарата (самые дешевые полнокадровые — это Canon 6d и Nikon d600), а остальные фотоаппараты имеют кроп-факторы, означающие во сколько раз диагональ матрицы меньше, чем у полного кадра. Например, в 1.6 (Canon 650d, Canon 60d, Canon 7d), в 1.5 (Nikon d300, d7000), в 2.5 и больше у разных мыльниц. Названные цифры (1.6, 1.5, 2.5 и тд) — это и есть кроп-фактор. Думаю ясно, что чем больше матрица, тем лучше качество полученного изображения, и если бы резко не возрастала бы цена на тушку от этого, то все бы только и ходили с полнокадровыми фотоаппаратами и можно было бы про кроп-фактор не писать.
Ладно, фиг с ней с диагональю, больше важно, что кроп-фактор условно увеличивает фокусное расстояние, то есть, чем больше кроп-фактор, тем больше будет приближен объект. Например, для Canon EOS 5D (кроп-фактор 1) штатным объективом будет 24-70 мм, а для Canon 60d (кроп-фактор 1.6) — 17-55 мм. То есть смотря в видоискатель обоих фотоаппаратов с выше названными объективами, объекты будут визуально на одинаковых расстояниях, хотя миллиметры разные. Кроп-фактор еще иногда называют множителем фокусного расстояния. Для кропнутых тушек нужно пересчитать фокусное расстояние, чтобы получить реальные цифры. То есть берем объектив 17-55, установленный на кропнутую камеру и умножаем его на кроп-фактор 1.6 (для всех любительских зеркалок) и получаем 27-88 мм (17*1.6=27 и 55*1.6=88), то есть почти тоже самое, что и объектив 24-70 для полного кадра. Именно поэтому мы и видим одинаково приближенные объекты на этих двух фотоаппаратах с этими объективам. Помните, что миллиметры на всех объективах всегда указаны для полного кадра, независимо от того для какого фотоаппарата предназначается этот объектив.
Если сказанное выше вам показалось сложным, то не расстраивайтесь, по большому счету это не так уж и важно. Вы поставите тот или иной объектив на свой кропнутый фотоаппарат и привыкнете к тем миллиметрам, что будут указаны на корпусе объектива и будете именно этими цифрами оперировать без какого-либо пересчета. И только, если вы вдруг потом перейдете на полный кадр, то только тогда вам придется привыкать заново к «новым» миллиметрам.
Светосила
Обозначается, как 1:4 или 1:1.2 и указывается на грани вокруг передней линзы. На самом деле светосила — это то, насколько ослабляется свет, проходя сквозь объектив, величина светосилы зависит только от самого объектива и ничего больше. Но в простонародье светосилой называют максимально открытую диафрагму, которую мы можем выставить на фотоаппарате с этим объективом. То есть, если не вдаваться в теорию и говорить о практическом применении, то для нас просто важна цифра после единички (в данном примере f4 и f1.2). Чем меньше число, тем более светосильный объектив. Обычно таковыми считаются объективы со значением где-то 1.2-2.8, и они очень удобны для съемки в темное время суток или для фотографирования звездного неба. Но не только в этом их плюс, а еще в малой ГРИП (глубина резкости). Наверняка, вы видели фотографии, где на переднем плане четкий человек, а задний фон красиво размыт, так вот такие вещи делаются за счет открытых диафграм и, соответственно, светосильных объективов. Конечно, можно и с обычной диафграмой (например, f5.6) такое сделать, но об этом я в следующей статье напишу.
Некоторые нюансы
- Если вы покупаете объектив для Canon, то он не подойдет по байонету (разъему) для Nikon, и наоборот. Так же есть другие фирмы, которые делают объективы (как правило, они дешевле) для всех камер и байонетов — Tokina, Sigma, Tamron. Отдельно хочу упомянуть про недорогие светосильные фиксы Samyang, их очень хвалят, однако у них нет автофокуса, что подойдет не всем.
- Существуют переходные кольца, чтобы ставить объективы не своего байонета, но я ими никогда не пользовался.
- У каждого объектива есть диаметр стекла (тоже измеряемый в миллиметрах), его потребуется знать, если будете покупать светофильтр. Из реально необходимых это поляризационный фильтр CIR-PL. Так же еще можно приобрести ультрафиолетовый UV, который является по сути обычным прозрачным стеклом и нужен только для защиты дорогой оптики от царапин и ударов. Но на этот счет есть разные мнения, и кто-то говорит, что толку от него нет.
- Чем больше zoom (диапазон фокусных расстояний), тем хуже качество изображения. Обычно это реально заметно на больших зумах, по типу 18-135 мм или 18-200 мм, и проявляется в виде искажений, плохой резкости, аберрации и тд. Нужно смотреть снимки конкретного объектива на предмет этих искажений и решать, устраивают или нет.
- Широкоугольный объектив (ширик) это где-то 10-15 мм для кропа, и 15-20 для полного кадра. Есть еще объектив, что называется рыбий глаз (fish eye). Несмотря на сверх широкий угол, он не является аналогом ширика, потому что своеобразно выламывают картинку, выпячивают ее.
- Потретным объективом (портретником) обычно называют 85 мм для полного кадра и 50 мм для кропа.
- Перед покупкой объектива всегда читайте отзывы о нем и смотрите снимки, уже сделанные другими людьми, все это есть в интернете.
- Еще раз повторюсь, китовый объектив Canon EF-S 18-55 хорошая штука и вам его точно хватит на первое время, если вы пока еще ничего не знаете. При покупке камеры сразу с этим объективом вы переплачиваете буквально 1-2 тыс руб, то есть получаете его почти даром (если брать отдельно, то он дороже). Правда, есть и другие наборы, где будет другой объектив.
Какой объектив для чего нужен
- Для съемки пейзажей, архитектуры, вам понадобится зум, у которого фокусные начинаются от 17-18 мм (для кропа) и от 24-25 мм (для полного кадра).
- Для съемки в узком пространстве или звездного небо пригодится широугольный объектив, 10-15 мм (кроп) и 15-20 (полный кадр).
- Для репортажной съемки удобно иметь возможность приблизить человека, а значит нужен зум с дальним концом около 100-150 мм. Есть и больше (70-200 или 70-300), но тогда ближний конец будет слишком узок и мало для чего подходящим, кроме репортажки издалека.
- Объективы по типу 70-200 и 70-300 обычно применяются в пейзажной съемке для приближения какого-то куска природы или для съемки зверей и птиц. Так же еще для макро можно использовать.
- Для съемки цветочков и мух, есть специальные макро-объективы. Но, если прям уж сильное приближение не нужно, то вполне подойдут зумы, как я уже писал выше.
- Для съемки портретов лучше всего купить фикс 50мм (кроп) или 85 (полный кадр), тогда у вас и боке будет красивое и фон отлично размытый, и светосила хорошая. Но это все в случае, если вы прям именно портреты хотите снимать, часто и с претензией на профессионализм. В противном случае, подойдет обычный зум. Кстати, фиксы бывают разной светосилы, и по началу не гонитесь за самыми дорогими. Например, вам вполне хватит Canon 50 f1.8, вместо Canon 50 f1.4 (в два раза дороже). А про Canon 50 f1.2 я вообще молчу, он явно не для начинающих.
- Если вы не привередливы к качеству изображения, то для тревел-фотографии вам лучше всего будет взять большой зум (18-135 или 18-200), тогда вы покроете все фокусные и не придется постоянно менять объективы. Этакий универсальный объектив. К тому же фотосумка с собой будет совсем небольшая от такого набора, что актуально в тех путешествиях, где важен вес.
Если как-то подытожить выбор объектива для путешествий, то в большинстве случаев вам нужна будет линейка объективов, или один универсальный с фокусными расстояниями где-то от 17 до 100 мм, они чаще всего используются, речь про кроп. Естественно, это на мой взгляд. Мне в путешествиях (да и дома тоже) с лихвой хватает линейки из двух объективов и суммарными фокусными 11-105 (ширик Tokina 11-16 f/2.8 + стандартный зум Canon EF 24-105 f/4). Причем, если бы я не любил фотографии, сделанные шириком, то можно было бы и без ширика обойтись, все-таки 11 мм редко нужны в обычной жизни. Правда, тогда 24 мм были бы слишком узкими в стесненных пространствах. Именно поэтому я и написал, что лучше всего иметь линейку начинающуюся от
17-18 мм (для кропа).
Большой выбор отелей есть на Booking.com. У них нормальные цены, но не лучшие! Можно найти тот же отель на 20% дешевле через RoomGuru.ru. На телефоне удобнее через их моб приложение для Android и iOS.
Выбрать страховку сейчас очень сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю свои рейтинги: ТОП для Азии и ТОП для Шенгена. Постоянно читаю форумы, изучаю страховые договора и сам пользуюсь страховками. Как показывает практика, дешевле и удобнее всего покупать у агрегаторов: Polis812 или Черехапа.
Какой объектив выбрать для фотоаппарата
Так как все объективы разделяются по предназначению, прежде чем сделать выбор, Вам нужно определиться, для какого вида съемки Вам нужен объектив. Самым универсальным вариантом будет покупка стандартного объектива, который можно использовать в большинстве ситуаций, их выбирают подавляющее число фотографов. Но начнем мы с наименее востребованных объективов, чтобы Вы знали, что есть и такие.
Макрообъектив
Макрообъектив — это специальный объектив, адаптированный для съемки с близкого расстояния мелких объектов. Отличие от обычных объективов в том, что эти имеют весьма малую глубину резкости, минимальное расстояние фокусировки и высокую разрешающую способность. Хорошие модели макрообъективов позволяют делать фотографии в масштабе 1:1. То есть на матрицу попадает тот же размер объекта, что и на самом деле. Про макросъемку на сайте есть отдельная страница, если интересно — читайте статью «Макросъемка». Универсальным решением может быть выбор стандартного объектива с возможностью макросъемки. Это обычный объектив, имеющий в своей конструкции дополнительную линзу.
Рыбий глаз
Рыбий глаз, или фишай — это разновидность сверхширокоугольных объективов с коротким фокусом и бочкообразной дисторсией. Другими словами, если Вы выберете объектив фишай, то все Ваши фотографии будут иметь геометрические искажения. Изображение будет как бы выпуклым, только центр кадра будет нормальным. В обычной фотографии кривые линии считаются браком, поэтому нужно четко понимать, когда и для чего применять такой объектив. Либо научиться исправлять этот дефект в фотошопе.
Объектив рыбий глаз во многом схож с широкоугольником, у обоих угол обзора широкий, у рыбьего около 180 градусов, у самых передовых угол обзора может достигать более 200 градусов. Разница в том, что у широкоугольника намного меньше геометрических искажений, поэтому предпочтительней выбрать именно его (хоть у него и меньший угол обзора). К тому же на большинство объективов фишай невозможно установить ни бленду, ни светофильтры. Есть и другие ограничения: не каждый такой объектив подойдет к Вашей модели фотоаппарата.
Широкоугольный объектив
Эта категория объективов более востребована, чем предыдущие, в силу гораздо меньших искажений, которые легче убрать при дальнейшей обработке фотографии. По сути, широкоугольник — это обычный объектив, но с более широким углом обзора. Такие объективы целесообразно выбирать, если Вы много фотографируете в ограниченных пространствах, то есть в помещениях, да и съемка на природе широкоугольником позволит запечатлеть большую площадь пространства.
Широкоугольный объектив, как и все вышеназванные, имеет множество особенностей при использовании, как технических, так и творческих. Все эти объективы требуют от фотографа знания и правильного обращения, только в этом случае можно рассчитывать на качественную и выразительную фотографию. Если Вы выбираете объектив первый раз, то рекомендую выбрать обычный, то есть стандартный. И уже потом, когда Вы поймете, чего Вам не хватает, Вы сможете осознанно приобрести именно то, что Вам нужно.
Телеобъектив
Главная цель при выборе телеобъектива — возможность съемки удаленных объектов. У таких объективов очень маленький угол обзора. Если Вы хотите выбрать объектив с большим приближением, обращайте внимание на фокусное расстояние, чем больше — тем лучше, ближе, или крупнее, будет далекий объект. Выбор телеобъектива оправдан только в том случае, когда у фотографа нет возможности подойти к снимаемому объекту, ведь подобные объективы имеют в своей конструкции большее количество линз, и поэтому гораздо объемнее и тяжелее, чем любые другие объективы.
Телеобъективы приобретают вполне сформировавшиеся фотографы, чаще всего для съемок соревнований или выступлений, а также для фотоохоты. Это связано не только с тем, что подобные объективы массивны, но и с тем, что этот вид объективов самый дорогой. Поэтому, если Вы не супер профессионал, обратите свои взоры на обычные объективы с большим фокусным расстоянием, о которых пойдет речь далее.
Для чего нужны разные объективы? Почему нельзя использовать только один?
Объектив – это достаточно сложная оптическая система, которая состоит из оправы и линз, которые в нее помещены. Сама оправа затемнена снаружи и внутри, а между линзами в оправе располагается диафрагма. Свет пучками проходит через оптическую систему и попадает на матрицу, которая преобразует его в изображение. Объектив необходим для съемки широкоформатных фотографий, чем больше диаметр объектива, тем больше будет угол обзора без потери качества съемки.
Разные съемные объективы используются для разных целей. То что можно снять с помощью одного, то не получится с помощью другого.
Обычно начинающие фотолюбители покупают фотоаппарат с китовым объективом. Это бюджетный универсальный объектив, которым производители фототехники снабжают свои камеры. На начальном этапе этот объектив полностью удовлетворят всем потребностям его владельцев, но потом многие начинают понимать что его им становится не достаточно. Качество китовых объективов не самое лучшее и снимки получаются соответствующие. Поэтому опытные фотографы всегда покупают новый фотоаппарат только в комплектации body, то есть камеру без объектива. А объективы уже подбирают в соответствии со своими предпочтениями.
Как при покупке проверить объектив на серость?
Если вы хотите приобрести качественный объектив, то первым делом требуйте от продавца оригинальный гарантийный талон, это единственный первый шаг при проверке объектива при покупке в магазине на серость. Требуйте заполнения оригинального талона, а именно продавец должен прописать дату покупки, точное название и модель, печать магазина.
Только с правильно заполненным гарантийным талоном вас сможет принять авторизованный сервис по ремонту фототехники. Если магазин выписывает гарантийный талон на обычной бумажке формата A4, бегите с такого магазина и знайте, что вам хотят продать серый экземпляр (серый — это товар ввезенный в РФ не официальным путем).
После покупки качественного объектива, вы сможете проверить его достоверность на сайте производителя в профиле. Любой бренд предоставляет на своем брендовом сайте информацию об экземпляре по серийному номеру. На сайте Tamron например, можно при таком запросе активировать гарантию на 5 лет. Ну вот и все рекомендации для того, чтобы выбрать хороший объектив, чтобы делать отличные фотографии.